Информационный блок

Только для зарегистрированных пользователей

Вход на сайт


МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗЕМЕЛЬ ЭНЕРГЕТИКИ

Опубликовано: в Вт, 25 ноября 2014

МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗЕМЕЛЬ ЭНЕРГЕТИКИ

МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗЕМЕЛЬ ЭНЕРГЕТИКИ

На современном этапе развития земель с таким целевым назначением как земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения, возникает вопрос выделения для дальнейшей четкой регламентации такой специальной категории как земли энергетики и правового режима специальных зон энергетических объектов. Конституцией Украины гарантируется использование земель на основе права собственности, но запрещается наносить вред, свободам и достоинствам граждан, интересам общества, ухудшать экологическую ситуацию и природные качества земли [1, ст.14]. Поскольку, особенности деятельности, осуществляемые на разных типах земель, существенно рознятся и отсутствие специального механизма, конкретизирующего режим конкретной категории земель, может привести к их нерациональному использованию, то законодатель, в рамках Земельного кодекса разделил их земли на девять категорий [2, ст.19]. Выделим отдельно из девятой категории (земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения) земли энергетической системы, которыми признаются земли, предоставленные под объекты электрогенерирующие и транспортировки электроэнергии до пользователя, также вдоль воздушных и подземных кабельных линий электропередач устанавливаются специальные охранные зоны [2, ст.76]. Также указывается, что продаже на земельных торгах, находящиеся в государственной или коммунальной собственности, не подлежат земельные участки энергетической инфраструктуры, а непосредственно в частную собственность, по известным причинам, не передаются земли атомной энергетики [2, ст.76,134]. Также, способствует разъяснению основных понятий и определению границ участков энергетической системы Закон Украины «об электроэнергетике», определяющих запретную зону гидроэлектрических сооружений, контрольную зону гидроэлектрических сооружений и предусматривается возможность более детального закрепления ограничений в нормативно-правовых актах законодательства относительно использования земель [3, ст.1,19]. Подобная регламентация дает все основания полагать, что механизм правового обеспечения земель энергетического комплекса требует дальнейшего развития и должен быть направлен на охрану окружающей среды и обеспечения жизнедеятельности и защиты населения, хозяйственных объектов от воздействия аварий антропогенного, техногенного или природного характера, в том числе стихийных бедствий или пожаров, которые могут возникнуть на этих объектах и прилегающих территориях специальных зон. На данный момент, также нормативно не определен статус отдельных режимных зон энергетики и охраняется на общих принципах охраны земель. Как известно, что в случае нарушения собственниками земельных участков охранных зон электрических сетей создается угроза возможного поражения электрическим током, возгорания объектов или повреждения электросетей. Кроме того, размещение объектов в охранных зонах создает трудности для ремонтников во время аварийного восстановления воздушных линий. На современном этапе особенности выделения земель под электросети, определение на них специального режима, а в частности порядок, определяются решениями областных советов и разрабатываются в соответствии с Земельным кодексом, Законом Украины «Об охране земель», «О землеустройстве», «О топографически-геодезической и картографической деятельности». Опыт принятия таких решений в различных областях показывает, что отсутствие единого механизма и унифицированного акта, в котором бы закреплялся порядок ведения учета таких земель, границ и особенностей деятельности на режимных зонах объектов энергетики, детальной регламентации специальных зон, дает возможность возникать большому количеству спорных моментов и проблем, связанных отсутствием системности. Детальное закрепление норм о землях энергетики и правового режима специальных зон объектов энергетики требовало бы минимальных изменений и дополнений в существующее законодательство, поскольку оно создает предпосылки для таких нововведений, но никак им не противоречит. Правовое обеспечение отрасли энергетики в других отраслях подсказывает, что подобное стратегически важное направление деятельности государства, без надлежащего функционирования которого невозможно достижение стабильности и прогрессивного роста благосостояния, находит детальное закрепление и защиту действующего специального статуса. Что же касается земельных участков, на которых осуществляется деятельность по генерации и перераспределению энергоресурсов, то тем более их статус должен быть конкретизирован: во-первых, изменением пункта «ж» части первой статьи 19 Земельного кодекса Украины, путем вынесения из него «земель энергетики» и соответственно дополнения статьи 76 Земельного кодекса; во-вторых, принятием специального закона, который бы закреплял единый порядок предоставления земельных участков для размещения объектов энергетики, четко закреплял размеры таких земельных участков, статус отдельных зон энергетической системы, по территориальному признаку (локальных и центральных), по функциональному (генерирующих предприятий, магистральных тепловых сетей, прочих), в соответствии с режимом (контролируемых зон, запретных зон, защищенных зон ядерной установки, запрещенной зоны ядерной установки, зон, предоставляемых в эксплуатацию предприятиям, эксплуатирующим объекты энергетики). Особое внимание стоит уделить разграничению особенностей режимов зон, предоставляемых в эксплуатацию предприятиям и иных зон, из-за специфического характера ответственности, которая наступает при несоблюдении режима.

Литература:
1. Конституция Украины // Ведомости Верховной Рады Украины. – 1996. – №30. – ст.141.
2. Земельный кодекс Украины // Ведомости Верховной Рады Украины. – 2002. – №3-4. – ст.27.
3. Закон Украины «Об электроэнергетики» // Ведомости Верховной Рады Украины. – 1998. – №1. – ст.1.
4. Закон Украины «Об охране земель» // Ведомости Верховной Рады Украины. – 2003. – №39. – ст.349.
5. Закон Украины «О топографически-геодезической и картографической деятельности» // Ведомости Верховной Рады Украины. – 1999. – №5-6. – ст.46.
6. Закон Украины «О землеустройстве» // Ведомости Верховной Рады Украины. – 2003. – №36. – ст.228.
7. Решение Харьковского областного совета о «Порядке предоставления земли под электросети АК «Харьковоблэнерго» // XXIX сессия V созыва. – 2008. – №815-V.


Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.