Информационный блок

Только для зарегистрированных пользователей

Вход на сайт


Совершенствование правового механизма регулирования энергорынка Украины

Опубликовано: в Вт, 25 ноября 2014

На современном этапе формирования рыночных отношений, в частности на рынке энергетики, возникает необходимость внесения изменений, касательно механизма правого обеспечения данного направления деятельности. На данный момент рыночное реформирование электроэнергетики происходит стихийно и не учитывается специфика данной природной монополии, возникают конфликтные ситуации между НКРЕ и субъектами природных монополий, отсутствует должным образом оформленная конкурентная среда. Стоит заметить, что предприятия, осуществляющие энергопоставку, обеспечивают надежное и безопасное существование единой системы государства. Нас интересует непосредственно оптовый рынок электроэнергии (ОРЭ), являющийся объединением на договорных основах компаний, производящих и распределяющих электроэнергию, а также обеспечивающих диспетчерское управление ее производства и потребления. А конкретно, монополистом является государственное предприятие «Энергорынок», созданное по Постановлению №775 КабМина, этим же постановлением обязали создать ныне действующий Устав ГП «Энергорынок», тем самым определив предмет его деятельности, а именно: покупку электроэнергии; оптовую поставку электроэнергии; составление договоров о передаче электроэнергии с субъектом предпринимательской деятельности, получившим лицензию, а также обеспечение исполнения таких соглашений; организационное и материально-техническое обеспечение функционирования ОРЭ. Но, в свою очередь, генерирующие и поставляющие электроэнергию компании подчинены НАК «Энергетическая компания Украины», в соответствии с Указом Президента №69/2004. С 1996 года существует Оптовый рынок электроэнергии, действующий по английской модели организации. А что касается регулирования самих отношений на рынке, то был избран договорной вариант, в результате подписания 15.11.1996 года договора между членами ОРЭ. Деятельность субъектов ОРЭ, также ограничивается нормами, определенными Законом «Об электроэнергетике», решением КСУ №3-рп/2002. А своеобразным арбитром выступает НКРЕ, путем регулирования тарифов, выдачи-отзыва лицензий. В целом, система сдержек и противовесов соблюдается и английская модель избрана не ошибочно, но тем ни менее существуют тенденции ограничения конкуренции на оптовом рынке, высокого уровня расходов электроэнергии в сетях, перекрестного субсидирования; неполной текущей оплаты потребленной энергии, накопления долгов. Очевиден высокий уровень административного вмешательства, но перспективным вижу поставить приоритет на регулирующем контроле, что снизит количество споров, и вмешательство НКРЕ приобретет превентивный, а не регулятивный характер. Далее расширяя полномочия субъектов на оптовом рынке, снижаем уровень согласованности объемов электроэнергии по договорам между участниками рынка и работой энергетической системы в реальном времени. Таким образом, на ОРЭ электроэнергия продается по тарифам, изменение которых не в состоянии объективно прогнозироваться и соответствовать реалиям жизни. Сейчас имеется тенденция к дальнейшему увеличению цепочки посредников, вместо того, чтобы создавать конкуренцию промышленных предприятий, способным заключать прямые договора с производителями. Поэтому и стоит исключать эффективное инвестирование, поскольку для инвестора это выглядит так: ОРЭ функционирует, но «скован» существующим бюрократизмом, не может оперативно реагировать на изменения, а в случае выхода на рынок, в любой момент может вмешаться НКРЕ и отозвать лицензию, либо приостановить ее действие, исходя не из объективных, а сугубо субъективных политических причин. Следовательно, считаю важным принятие совершенно новой Концепции функционирования и развития ОРЕ, уделяющую большее внимание развитию договорных отношений, с использованием диспозитивного метода, что станет предпосылкой для предания большего значения балансирующему рынку. Для примера, энергорынок не в состоянии оперативно реагировать на сезонные колебания уровней тарифов, связанных с возрастанием на ОРЭ объема дешевой электроэнергии, произведенной ГЭС (весной-летом), повышением тарифов вследствие увеличения на ОРЭ электроэнергии, произведенной на ТЭС (осенью-зимой). Украинский рынок санируется такими корпорациям как General Electric, Nordex, Vestas, уже готовыми поставлять на наш рынок турбины для производства ветровой энергии, в случае четкой регламентации «зеленого тарифа», но в силу отсутствия гибкости на ОРЭ и отсутствия либерального момента в процессе реформ, четкого законодательного закрепления балансирующего рынка электроэнергии, низка возможность дальнейшего сотрудничества. Однако, положение статьи 15 Закона Украины «Об электроэнергетике», также стоит дополнить, предусмотрев помимо функционирования ОРЭ еще и балансирующий рынок. Таким образом, ГП «Энергорынок» не лишиться своих полномочий, но тем ни менее будет предусмотрена возможность создания конкурентной среды на рынке энергопоставок. Также, необходимо ускорить процесс реализации организационных и технических мероприятий по модернизации и повышению надежности оборудования генерации и сетей для обеспечения соответствия национальной энергосистемы требованиям европейской системы UCTE. Также, создать отдельный Сектор в структуре НКРЕ, занимающийся методологическим обеспечением, изданием проектов регуляторных актов в направлении добычи электроэнергии из альтернативных источников, а также либерализации тарифной политики на ОРЭ. По оперативным данным, в 2009 году производство электроэнергии уменьшилось по сравнению с 2008 годом на 9,8%, в частности производство, входящее в сферу ведения Минтопэнерго уменьшилось на 9,7%, что в очередной раз доказывает необходимость формирования более гибкой системы регулирования ОРЭ и расширения законодательной базы его обеспечивающей.


Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.